Home > 2013 год > 26 марта 2013 года Большой зал ЦДЛ Литературно-художественный вечер “Пушкинская гостиная” к 180-летию полного издания “Евгения Онегина”

26 марта 2013 года Большой зал ЦДЛ Литературно-художественный вечер “Пушкинская гостиная” к 180-летию полного издания “Евгения Онегина”

26 марта 2013 года Большой зал ЦДЛ Литературно-художественный вечер “Пушкинская гостиная” к 180-летию полного издания “Евгения Онегина”

2

По многочисленным просьбам зрителей  и к 25-летию Бюро пропаганды художественной литературы СП России мы проводим  литературно-художественный вечер к 180-летию  полного прижизненного издания  романа в стихах “Евгений Онегин” .

Аудиозапись вечера:
часть первая: на сайте ЦДЛ

часть вторая: на сайте ЦДЛ

Фотогалерея вечера: https://litprop.ru/fotografii-vecherov/fotoalbom-vechera-k-180-letiyu-pervogo-prizhiznennogo-izdaniya-evgeniya-onegina.html

Из года в год на годовщину гибели Александра Сергеевича Пушкина Бюро пропаганды художественной литературы при Союзе писателей России проводит творческие вечера в Большом зале Центрального дома литераторов. Всегда на них приходит большое количество народу, но столько людей, как 10 февраля сего года, я не видел давно.

 

В немаленьком вестибюле ЦДЛ – непривычное море голов. Люди стоят плотной массой, буквально плечом к плечу. Очереди в гардеробы начинаются прямо у входных дверей. До начала еще 20 минут, а уже негде яблоку упасть. Организаторы откровенно растеряны: они не ожидали, что в воскресный день, когда все заняты домашними делами, нахлынет «на Пушкина» столько зрителей. Сообразив, что я не успею, если буду стоять за номерком (а мне выступать первым), снимаю куртку и с ней под мышкой не без труда пробираюсь на второй этаж. В фойе перед Большим залом тоже давка, а зал, между тем уже полон! Люди остаются стоять в проходах, в фойе второго и первого этажей, где налажена трансляция.

А ведь всё это происходит в почти чужом уже, можно сказать, городе! Выйди хоть на Большую Никитскую, хоть на Поварскую – и вот она, Москва «деловых людей» и воров в законе! Мы с ними здесь буквально лицом к лицу сталкиваемся: они вываливаются из джипов, направляясь на свои «стрелки» и «сходки», а мы идем от метро на литературные вечера и писательские мероприятия. Вот, пожалуйста, кафе «Старый фаэтон» рядом с ЦДЛ, принадлежавшее недавно убитому «деду Хасану», а немного дальше – ресторан «Каретный ряд», где его, собственно, и убили. Воскресная Москва в огнях шизоидной рекламы… А поди ж ты!

Думается, что в аншлаге 10 февраля – немалая заслуга Бюро пропаганды художественной литературы и Клуба писателей ЦДЛ. Уже много лет каждый вечер в День памяти и в День рождения Пушкина посвящается одному из его произведений – «Метели», «Руслану и Людмиле», «Пиковой даме», «Медному всаднику». Постоянные посетители ЦДЛ не только привыкли к этой прекрасной традиции, но и разнесли о ней слух по культурной Москве. А телевизионные дельцы по-прежнему нам твердят, что литературные некоммерческие программы якобы обречены на неуспех! Дескать, будьте довольны, что мы отмечаем юбилеи классиков на канале «Культура». Ведь могли бы и не отмечать! В самом деле – кто их за это накажет?

 

А люди уже «ногами» голосуют за «незрелищные» программы. Побывайте на концертах Кубанского казачьего хора, ансамбля русской песни «Россиянка». Такие же аншлаги!

 

И все меньше и меньше народу на концертах молодящихся «звезд шоу-бизнеса». Но почему-то не они отправлены на самые дальние задворки государственного ТВ, где им самое место, а русская культура.

Поэтому удивительно уместно прозвучало прочтенное в видеопрологе к вечеру стихотворение Анатолия Передреева:

 

Всё беззащитнее душа

В тисках расчётливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из темной власти барыша.

 

Всё обнаженней его суть,

Его продажная основа,

Где стоит всё чего-нибудь,

Где ничего не стоит слово.

 

И всё дороже, всё слышней

В его бездушности преступной

Огромный мир души твоей,

Твой гордый голос неподкупный.

 

Звучи, божественный глагол,

В своём величье непреложный,

Сквозь океан ревущих волн

Всемирной пошлости безбожной…

 

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идет к тебе навстречу,

Духовной жаждою томим.

 

Жанр пушкинских вечеров в ЦДЛ – «театр книги», то есть литературно-музыкальная композиция с художественными и музыкальными иллюстрациями. В этом году программа была посвящена 180-летию выхода в свет полного издания «Евгения Онегина».

 

Музыкальным редактором и исполнителем музыкального сопровождения программы (как и всех пушкинских программ) стала замечательная пианистка, заслуженная артистка России, доцент Московской консерватории Полина Федотова, тонко понимающая пушкинское слово и пушкинские образы. Читали пушкинские произведения тоже хорошо знакомые посетителям цэдээловских вечеров народный артист России Валентин Клементьев и артисты Лариса Савченко, Мария Пьянкова и Иван Голев, для которых творчество Пушкина – не просто очередная концертная работа, а тема жизни.

Открыла вечер организатор этого и предыдущего вечеров Алла Панкова, директор Бюро пропаганды художественной литературы. Она напомнила слова пушкиниста Валентина Непомнящего о том, что в «Евгении Онегине» Пушкина «закодирована судьба России», и ключом к нему является образ Татьяны, которая и воплотила в себе Евангельский идеал любви – той любви, что «долготерпит, милосердствует не ищет своего, не мыслит зла и все покрывает, всему верит, всему надеется и никогда не перестает». Оттого и стал «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», а в более широком смысле – литературной основой русского характера, русской идеи.

Свое выступление я пересказывать не буду, благо эссе на эту тему под названием «Таитесь вы под сению закона…» (Тайна гибели великих поэтов)» опубликовано в «Столетии» 6. 06. 2012 г., и интересующиеся читатели могут ознакомиться с ним в рубрике «Версия», не уходя, что называется, с сайта.

Далее зрителям было подарено изысканное литературно-музыкальное путешествие (чтение онегинских строф, исполнение арий из оперы Чайковского «Евгений Онегин») по всему, в сущности, пушкинскому роману.

 

Своеобразным погружением в ту эпоху, в мир героев романа стал сквозной видеопоказ, не просто дополняющий игру артистов, а создающий непередаваемую атмосферу литературного вечера.

 

Автор, режиссер и исполнитель видеомонтажа – Ирина Панкова, интересные сюжеты которой всегда и органично встроены в образный и музыкальный ряд композиции. В частности, она подготовила видеосюжет с выдающимся певцом, народным артистом СССР, легендарным исполнителем партии Ленского в постановке Большого театра Сергеем Лемешевым. Удивительно, но публика аплодировала кинопленке артиста, которого уже более полувека нет в живых.

Настоящим открытием для слушателей стало участие в постановке молодой, удивительно одаренной певицы – студентки пятого курса Московской консерватории и солистки «Новой оперы» Елизаветы Соиной. Ее исполнение «Письма Татьяны» и арии в финальной части оперы Чайковского отмечено не только вокалом высокого профессионального уровня, но и свободным глубоким владением материала и точным проникновением в характер пушкинской героини. Изящность и пластичность певицы гармонично сочетаются с уверенной и убедительной силой создаваемого ею образа. Солист Большого театра Игорь Матюхин чудесно спел арию Гремина и пушкинский романс «Если жизнь тебя обманет», включенный в композицию вместо арии Трике на балу у Лариных – как своеобразное предсказание Ленскому.

В финале вечера прозвучало «Размышление» Чайковского в ярком, волнующем исполнении юной скрипачки Софии Федотовой. Под эту волшебную русскую музыку на экране возникли лучшие портреты Пушкина разных лет, пушкинские места России, многочисленные издания его произведений, кабинет и письменный стол поэта, образы его героев, памятная стела на месте дуэли на Черной речке, слуга Никита, вносящий раненного Пушкина в дом, заснеженная дорога, ведущая к Святогорскому монастырю…

 

Вечер закончился, а люди всё не расходились и, уже одетые, толпились у входа, делились впечатлениями, увиденным и услышанным… Обидно, что такая трудная и серьезная работа была проведена для одного лишь вечера!

 

Ведь он имел благотворительный характер, билеты были бесплатными. Подготовлена замечательная музыкальная партитура, интереснейшие видеоматериалы, артисты «вжились» в текст… Такое надо было записывать на «цифру»… Неужели эту композицию никто больше не увидит? Жаль, очень жаль…

А еще запомнилась одна деталь в пересказе Аллы Панковой. Перед началом вечера она спросила у толпившихся возле ЦДЛ людей, на какое мероприятие они пришли, и ей ответили: «Пришли на вечер памяти нашего Пушкина». Так и сказали – «нашего Пушкина».

P.S. По многочисленным просьбам зрителей организаторы решили повторить вечер. Он состоится 26 марта в 18.30 в Большом зале ЦДЛ.

Специально для Столетия

[mp3player config=fmp_jw_widget_config.xml file=https://www.litprop.ru/wp-content/uploads/2013/03/13-02-10-Пропаганда-К-180-летию-Евгений-Онегин1.mp3]

[mp3player config=fmp_jw_widget_config.xml file=https://www.litprop.ru/wp-content/uploads/2013/03/13-02-10-Пропаганда-К-180-летию-Евгений-Онегин21.mp3]

13-02-10-Пропаганда-К-180-летию-Евгений-Онегин21

13-02-10-Пропаганда-К-180-летию-Евгений-Онегин1

Share