Home > 2012 год > Через двести лет после Пушкина

Через двести лет после Пушкина

10 февраля 2012 года, в День памяти Александра Сергеевича Пушкина, в переполненном Большом зале Центрального Дома литераторов властвовала пушкинская поэзия, лились упоительные звуки музыкальной Пушкинианы.

 

И на улицах столицы, и во многих домах наших «от Москвы до самых до окраин» – ныне, увы, совершенно иная, далёкая от поэзии, от настоящего русского слова жизнь: суетная, порой агрессивная, стрессовая, со множеством застарелых и новых проблем как для Отечества нашего, так и для каждого из нас.

 

Но здесь, в этом известном, уютном зале, где проходил традиционный литературно-художественный вечер, посвящённый 175-й годовщине со дня гибели поэта, казалось, вся Россия вновь отдаёт дань памяти, любви и признательности гению русской литературы.

 

Заслуга в успехе столь редкого, благого в наши дни дела принадлежит Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России и Клубу писателей Центрального Дома литераторов.

 

Традиционно Бюро пропаганды художественной литературы начинает  и завершает творческий годовой  цикл вечеров встречей с А.С.Пушкиным. Проникновенным вступительным словом этот юбилейный вечер,  который шёл в двух отделениях, открыла директор Бюро Алла Васильевна Панкова.

 

И эти три чудесных часа, пролетевших незаметно, с нами в зале и зримо, и незримо присутствовал сам поэт. Несомненное очарование, возвышенное настроение придала находящаяся на сцене наделённая особой одухотворённостью репродукция «Портрета А.С.Пушкина» (1836) работы

П.Ф.Соколова. Художнику – современнику гения принадлежит одно из лучших изображений «солнца русской поэзии». Ныне этот акварельный портрет – в экспозиции Всероссийского государственного музея имени А.С.Пушкина в Москве.

 

Первое отделение — «Пушкинская гостиная».  Отрывки из уникальных документальных фильмов и видеосюжеты, подготовленные Ириной Панковой, полнее раскрывали личность и творчество Александра Сергеевича, знакомили как с известными, так и малоизвестными страницами его биографии.

 

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан <…>

 

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить… И глядь — как раз —умрем <…>

 

 

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Не то, чтоб разумом моим<…>

 

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит<…>

/«Царскосельская статуя»/

 

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна<…>

/«Бесы»/

 

Эти и другие бессмертные стихи великого поэта, хорошо известные многим поколениям наших соотечественников с детства, прозвучали в прекрасном исполнении народного артиста России Валентина Клементьева и актрисы Московской государственной академической филармонии Ларисы Савченко.

 

Замечательные мастера художественного слова читали также стихотворения Н.А.Некрасова, А.А.Блока, отрывки из произведений Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского. Атмосферу Петербурга эпохи А.С.Пушкина помогли ощутить и стихи, отрывки из прозаических произведений писателей-современников и писателей-продолжателей пушкинских традиций.

 

И постоянно слово и музыка гармонично дополняли друг друга, возвышая наши уставшие от суетной жизни души. Как свежо, ярко звучали романсы, которые А.С.Пушкин мог слышать при жизни, а также музыкальные произведения, написанные в последующие годы. Среди них: романсы на стихи А.С.Пушкина – «Соловей» П.И.Чайковского,  «Анчар» Н.А.Римского-Корсакова,  «Узник» А.Т.Гречанинова; на стихи  А.Н.Апухтина — «День ли царит» П.И.Чайковского, Н.П.Грекова – «Свидание» П.П.Булахова, русская

народная песня «Сронила колечко»…  Их исполнили  солист Большого театра России, лауреат конкурса вокалистов имени Ф.И.Шаляпина Игорь  Матюхин и лауреат Всероссийских и Международных конкурсов певица Светлана Твердова.

 

Из «Пушкинской гостиной» мы отправились в театр. Что же давали здесь, в этот необыкновенный вечер? Литературно-музыкальную композицию по поэме «Медный всадник».

 

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

 

       И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе<…>

 

Почему именно к этому произведению  Александра Сергеевича, которое цензура не разрешала опубликовать при жизни поэта, решили обратиться Алла Васильевна Панкова и члены её небольшой творческой группы,  уже многие годы с любовью готовящие Пушкинские вечера?

 

Известный специалист в области социальной культурологии, вдова  выдающегося российского историка Анатолия Ивановича  Уткина  (1944 – 2010) доктор философских наук, профессор Валентина Гавриловна Федотова в своём выступлении перед началом второй части вечера подчеркнула, что когда через прорубленное Петром I окно в Европу хлынули достижения европейской культуры, именно Пушкин смог переосмыслить, обогатить и показать на этом масштабном фоне огромный потенциал русской национальной культуры.

 

По мнению В.Г.Федотовой, особенно зримо это видно в гениальной поэме «Медный всадник», к которой известные критики обращались и обращаются в переломные моменты русской истории. В начале прошлого века об этом писал В.Я.Брюсов, анализируя разные мнения: что есть русская история – история царей или история народа…

 

И вот – прекрасное действо. Такое не увидишь сегодня по телевидению. Да и в театрах – большая редкость. Звучит музыка Р.М.Глиэра. Начинается литературно-музыкальная композиция по «Медному всаднику» в сопровождении видеосюжета, в который включены виды Петербурга и  прекрасные, хорошо известные по книгам иллюстрации А.Н.Бенуа к поэме.

 

И знакомые многим в этом зале наизусть пушкинские строки, и иллюстрации, словно ожившие на экране, и музыка – всё завораживает.

 

<…> Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла<…>

 

<…>Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра! <…>

 

Валентин Клементьев и Лариса Савченко, полностью представившие нам поэму, не читали, не играли, но жили, заставляли своим мастерством  весь зал сопереживать пушкинскому трагизму, ощущать, насколько всё, что рассказано поэтом, в казалось бы, незамысловатой истории, созвучно дню сегодняшнему.

 

Эту литературно-музыкальную композицию завершили молодые исполнительницы – лауреат Московского конкурса чтецов Мария Пьянкова

и лауреат Международных конкурсов скрипачка София Федотова.

 

Единство поэзии и музыки ощущалось весь Пушкинский вечер. Сердечное спасибо постоянно находившейся на сцене, сопровождающей ход всего этого вечера  заслуженной артистке России пианистке Полине Федотовой.

 

Похоже, надежде Н.В.Гоголя на то, что таким как  Пушкин  «явится миру  русский   человек   через  двести  лет», не суждено сбыться. Бюро пропаганды художественной литературы, продолжая свою подвижническую деятельность,  этим юбилейным пушкинским вечером убедительно ответило на гоголевский вопрос: «Пушкин  – чрезвычайное и, может быть, единственное явление  русского  духа. Но это – русский человек в конечном его развитии». Поэтому сам поэт и является образцом русского человека спустя два столетия, когда в России появился этот гений.

 

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа<…>

 

Не пора ли очистить «народную тропу», словно зёрна, от плевел? Это – наказ будущему президенту России.

Николай Головкин

17.02.12.   Источник: сетевой журнал «Камертон»

Николай Алексеевич Головкин – поэт, эссеист, публицист. Член Союза писателей России. Член секции поэзии Московской городской организации Союза писателей России. Член Международного клуба православных литераторов «Омилия» (Украина). Родился 4 ноября 1954 года в Ашхабаде (Туркмения) в семье потомственных москвичей. Литературной деятельностью занимается с 1968 года. В 1977 году окончил факультет русской филологии Туркменского государственного университета имени А.М. Горького. В 2009 году награждён юбилейной медалью «55 лет Московской городской организации Союза писателей России:1954-2009». Публиковался в альманахе «Пушкинское кольцо-2010», журналах «Русский Дом», «ВЕЛИКОРОССЪ», «Элита России», «Клуб», «Природа и человек», «Наше поколение» (Молдова), газетах «Московский Литератор», «Вёрсты», «Гудок», «Россия», «Трибуна», «Русь Державная», «Русский вестник», «Московский железнодорожник», «Вечерняя Москва», «Наша губерния», на сайтах patriarchia.ru, pravoslavie.ru, fondsk.ru, «Одна Родина», «Русское единство», Русская народная линия, СТОЛЕТИЕ и др. В 2010 году стал лауреатом Международного Рубцовского конкурса «Звезда полей». Автор книг: «Поэтическое излучение» (стихи, 1994), «Свет в конце тоннеля» (стихи, эссе, рассказы1999), «Иван-чай. Диалоги о России» (публицистика, эссе, рассказы, 2005), «Февральская лазурь» (стихи, 2010), «Троицкий иконописец» (эссе, рассказы, 2010). Живет в Москве.

Share