Home > Публикации > Леонид Иванович Бородин (1938–2011) — писатель, публицист. Родился в Иркутске и …

Леонид Иванович Бородин (1938–2011) — писатель, публицист. Родился в Иркутске и …

Леонид Иванович Бородин (1938–2011) — писатель, публицист. Родился в Иркутске и провел свое детство у скал Байкала, в поселке Маритуй, работал на Круглобайкальской железной дороге.
В 1965 году Бородин вступил в подпольный «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа», главной задачей которого было «возрождение православных традиций». В 1967 году «союз» был разгромлен властью, а Бородин обвинен в антиправительственной деятельности и арестован. Всего в лагерях писатель провел одиннадцать лет.

Бородин — продолжатель духовно-нравственной линии классической русской литературы — Толстого и Достоевского. Любимым направлением писателя в литературе была «деревенская проза». Бородина нередко ставят в один ряд с Валентином Распутиным и Василием Беловым.
На протяжении практически двадцати лет, начиная с 1992 года, Бородин возглавлял литературный журнал «Москва»: «Политику журнала мы определили в соответствии с политической ситуацией. В смутное время нужно делать ставку не на партию и не на личность, а только на идею, идеей же должна стать государственность, по мере возможности православная. Мы понимали всю сложность задачи. Под угрозой стояла сама российская государственность, большинство граждан России были атеистами. Но другой созидательной идеи быть не могло».
Леонид Иванович Бородин – «один из самых выдающихся, – по признанию критика Павла Басинского, – русских прозаиков второй половины века минувшего и начала века нынешнего. Один из последних русских романтиков и вместе с тем мастеров социально-психологической прозы, то есть той прозы, в которой именно русское Слово достигло высочайших вершин Искусства»…
Его повесть «Год чуда и печали» впервые была опубликована в издательстве «Посев», получила несколько зарубежных премий, издавалась во многих странах и много раз в России в столичных и провинциальных издательствах. Бородин, как отметил его земляк и друг, выдающийся писатель Валентин Григорьевич Распутин, «писал эту повесть в лагере, в условиях далеко не творческих, и вдруг занимательная, красивая и безупречная: тут и фантастика, и философия, и многое другое…».
Одним из проявлений чуда, открывшегося мальчику, герою повести, станет Байкал.
Когда в 2007 году за эту повесть Бородин получил премию «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика», критик Валентин Курбатов, вручая награду, назвал «Год чуда и печали» «светлейшим произведением русской литературы последней четверти века».

В журнале ‘Москва» Бородин вёл «Страничку главного редактора». Он осмысливал основные вехи отечественной истории, государственности, культуры. Леонид Иванович давал такую оценку постсоветской истории России:
«Если и помнит российская история времена более тяжкие, то более лукавые – едва ли».
Историк по образованию, Бородин для анализа жизни, проблем новой России наиболее часто упоминал в своих публикациях Смутное время Московского государства. Тот период, по мнению писателя, наглядно показал, насколько взаимосвязаны Россия и Православие.
Поэтика и проблематике прозы Леонида Бородина,
повестей и романов (“Божеполье”, “Повесть странного времени”, “Третья правда”, “Ловушка для Адама”, “Бесиво”, Царица Смуты”), привлекают широким философский контекстом. В них прослеживается глубинная связь с русской классикой.
Стихотворение Бородина 1991 года, посвящённое Игорю Шафаревичу, заканчи­вается словами, в которых выражен пафос жизни и творческого пути Леонида Ивано­вича:
И впредь юродствовать не смей,
Когда заслуженно наказан
Любовью к Родине своей.

Любовью к Родине проникнута поэзия Леонида Бородина:
Спотыкаясь, бранясь и споря,
Жили — шли и грешно, и странно
По протоптанным тропам горя,
По лукавой стезе обмана.

До хрипот черный ворон каркал…
И была наша кровь — водица…
Но однажды светло и ярко
Осветились слова и лица!

В этой дали —
такой дальней,
В этой сини — такой синей
Мы, счастливые, отгадали
Неотгаданный зов России!

“Панорама русской культуры. Классика и современность”. 2019 г. При поддержке “Фонда президентских грантов”

Share