Home > «Крым: история > Пост-релиз «Пушкинская гостиная » Венок памяти А.С.Пушкину

Пост-релиз «Пушкинская гостиная » Венок памяти А.С.Пушкину

10 февраля в 18 час.30 мин. в Центральном Доме литераторов состоялось мероприятие в рамках проекта «Панорама русской культуры » Россия-Крым. Классика и современность» организованное  Бюро пропаганды художественной литературы СП России совместно  с АНО «Литературная перспектива» .

20170210190726_IMG_6654-01

Вечер открыла Алла Панкова, которая сказала, что программа посвящена одному из самых трагических, одному из самых горестных событий в жизни нашей страны – в жизни России и наверно в жизни всего мира, потому что был убит поэт номер один,  не только в России, но тот поэт, который сыграл огромную роль вообще в развитии мировой литературы. Именно Пушкину принадлежит редчайшая роль воссоединить литературу русскую, которая тогда еще только создавалась, цементировалась, но уже давала очень сильные, мощные, яркие, талантливые результаты, и литературу западную, литературу европейскую.

Алла Васильевна обратила внимание зрителей на то, что Россия, находясь между Востоком и Западом, всегда принимала на себя благодаря своему геополитическому положению роль и своеобразного амортизатора, и одновременно брала на себя функцию ассимилировать то, что творится на западе и на востоке.

И когда Петр Вяземский написал в некрологе Пушкина «погасло солнце русской поэзии», то это на самом деле было то самое солнце, которое осветило, дало живительные силы нашей литературе, нашему русскому слову. Буквально все основные направления русской литературы были сформированы в творчестве Пушкина. Таким образом сложилось его творческое величие, его творческая слава.

В программе, которую получила  «Венок Александру Сергеевичу Пушкину», были собраны  самые характерные, самые яркие проявления, произведения наших поэтов, наших писателей, которые отзывались, которые писали о Пушкине и об этом горестном событии тоже.

20170210192340_IMG_6707-01

По традиции программа  включала  музыкально-поэтические композиции,  в исполнении народного артиста России, артист МХАТ им. М.Горького Валентина Клементьева и артистки Московской государственной филармонии Ларисы Савченко.

20170210194125_IMG_6798-01 20170210194137_IMG_6804-01 20170210201330_IMG_6919-01

А в исполнении ведущих оперных певцов — солистки театра Новая опера им. Е.Колобова Елизаветы Соиной, Заслуженного артиста России, солиста театра Новая опера им. Е Колобова Владимира Кудашева,  лауреата международных конкурсов, солиста оперного театра Московской консерватории Николая Ефремова, лауреата международных конкурсов  Дмитрия Морева, прозвучали  шедевры пушкинской поэзии положенные на музыку  выдающимися композиторами – Петром Чайковским  в опере «Евгений Онегин», романсы на музыку Глинки и Доргомыжского.20170210194036_IMG_6781-01 20170210204617_IMG_7043-01 20170210205920_IMG_7120-01-01 20170210210159_IMG_7128-01 20170210210212_IMG_7131-01 20170210210518_IMG_7139-01 20170210211208_IMG_7160-01 20170210211546_IMG_7162-01 20170210211727_IMG_7180-01 20170210212433_IMG_7195-01

20170210200644_IMG_6879-01

Всю музыкальную часть программы приготовила и исполнила заслуженная артистка России, доцент Московской государственной Консерватории  Полина Федотова. Эффектно выступил дуэт скрипачей Софии Федотовой и Давида Ардуханяна.

20170210192149_IMG_6692-01 20170210193210_IMG_6726-01 20170210202830_IMG_6943-01 20170210202843_IMG_6947-01 20170210203131_IMG_6964-01

 

Именно с Пушкина начинается литература и начинается еще одна очень важная тема – тема поэта в России, тема судьбы поэта в России. В видеосюжетах были показаны  пушкинские места России, коллекции редкой книги, рукописи, экспонаты именных коллекции, хранящиеся в фондах музеев, уникальные работы художников- –  Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина, Ю.Б. Шмарова, юной художницы Нади Рушевой, лучшие иллюстрации произведений великого поэта, кадры документальных и художественных фильмов, авторские видеосюжеты.

Благодаря редким архивным кадрам зрители увидели и услышали мысли великого композитора Геогргия Васильевича Свиридова, который определял русскую литературу, русскую поэзию как одну из самых трагических поэзий в мире и говорил, насколько трагична судьба самого поэта. Он сказал, что более чудовищной по своей трагичности и таланту  судьбы  трудно представить!   Пушкин первым  принял на себя  «Крест поэта», — открыв трагическую и священную страницу  истории поэзии России XIX-XX веков

И конечно пронзительная личная история, личная трагедия Пушкина – это какая-то невероятно невыносимая боль его любовь,  его женитьба, которая принесла потрясающие краски в его творчество, замечательную плодотворную болдинскую осень, где были написаны самые лучшие его стихотворения, когда он летел к своей будущей жене Наташе, там же в Болдине были написаны «Маленькие трагедии». 30-й год – болдинский, 7 лет еще осталось жить поэту, но в это время он уже очень основательно думает о жизни и смерти. Эти проблемы его очень тревожат. Он хочет определить, что такое жизнь. «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу», – пишет Пушкин о жизни.

20170210190649_IMG_6653-0120170210190127_IMG_6621-01   20170210214819_IMG_7249-0120170210214707_IMG_7235-01

Наталья Гончарова тоже стала героем очень многих произведений, статей, размышлений, к ней очень неоднозначное отношение и со стороны многих писателей и  историков  Ее во многом обвиняют. В своем заключительном слове Алла Панкова процитировала стихотворение Юлии Владимировны Друниной, нашей современницы, той Друниной, которая пережила тяжелейшую трагедию поэта-фронтовика. Она очень любила пушкинское творчество, очень много занималась им и оставила такое стихотворение:

«Наталья Пушкина»

И просто ли испить

Такую чашу — подругой гения

Вдруг стать в осьмнадцать лет?

Наталья Николаевна, Наташа!

И после смерти Вам покоя нет!

 

Была прекрасна — виновата значит,

Такое ясно каждому, как день.

И негодуют, сетуют, судачат,

И судят-рядят все, кому не лень.

 

А просто ли испить такую чашу,

И так ли весело и гладко шли

Дела у той, что сестры звали «Таша»,

А мы — великосветски! — «Натали»…

 

Поэта носит по степям и хатам,

Он у «Емельки Пугачова» «в плену».

Лишь спрашивает в письмах грубовато,

По-русски, по-расейски: — Ты брюхата? —

Свою великосветскую жену.

 

И на дворе на постоялом

Где-то строчит ей снова: — Не зови, постой! —

И тянутся прелестницы к поэту,

И сам он, как известно, не святой.

 

Да, торопила — скоро роды снова,

Да, ревновала и звала домой.

Что этой девочке до Пугачева,

Когда самой хоть в петлю лезть порой?

 

Тонка, бледна, застенчива — Мадонна,

Как будто бы сошедшая с холста.

А сплетни, анонимки — все законно:

Всегда их привлекала красота.

 

Но повторять наветы нам негоже.

Забыли мы, что, уходя с земли,

Поэт просил Наташу не тревожить,-

Оставим же в покое Натали…

20170210215030_IMG_7258-01 20170210215033_IMG_7259-01 20170210215340_IMG_7261-01 20170210215349_IMG_7262-01

Программа подготовлена АНО Литературная перспектива совместно  с Бюро пропаганды художественной литературы СП России в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом пенсионеров России».

Share