Home > 2016 > Пост-релиз показа литературно-музыкальной композиции «Пророчества и предсказания в русской литературе», приуроченной к 190-летию классика отечественной литературы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Пост-релиз показа литературно-музыкальной композиции «Пророчества и предсказания в русской литературе», приуроченной к 190-летию классика отечественной литературы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Мы продолжаем осмыслять…

С этих слов  начался вечер «Пророчества  и предсказания русской литературы», посвященный  творческому и жизненному пути классика русской литературы великого сатирического писателя XIX века Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, который был проведен Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России в Севастопольском центре культуры и искусств. Все происходящее на вечере настолько отвечало самым насущным проблемам нашего времени, что казалось, что представляется творчество писателя живущего в наши дни.

«Запутанное дело» так называлось одно из первых произведений, за публикацией которого последовала ссылка Салтыкова-Щедрина в г.Вятку. У зрителей создалось такое впечатление, что распутать хитросплетения,  разоблачать пустословие и демагогические заверения вышестоящих чинов стало делом жизни писателя. На протяжении двух десятков лет его произведения, как губка, впитывали в себя все недостатки жизни Российской Империи. По сути, эти сочинения являются историческими документами, ведь достоверность в некоторых из них практически полная.

Творческое наследие Салтыкова-Щедрина не теряет своей актуальности долгие годы после смерти писателя. И сегодня, к сожалению, пронзительно воспринимаются горькие строчки писателя:

«Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка….. Совесть пропала вдруг… почти мгновенно…., улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть.»  Этот отрывок про поруганную и оплеванную  совесть прозвучал в исполнении артистов МХАТ им. А.М. Горького В.Клементьева и Т.Шалковской в начале программы  и определили тематическую  направленность всего вечера.

В «Господах-ташкентцах» Салтыков-Щедрин воспроизводит разговор мальчика в штанах (европейца)  и мальчика  без штанов (русского). И выясняется, что  за границей  вся жизнь течет по расписанию в строгом соответствии с правилами — обо всем можно сказать «правильно», а у нас, по чистосердечному признанию  его собеседника, все поражает стихийностью происходящего. При этом оказывается, что европейский мальчик продал свою душу хозяину, а русский мальчик — нет: он отдал ее даром попользоваться и всегда может вернуть себе.  А как же быть с совестью, которая никому не нужна? На этот вопрос зрители получили от самой совести, которая, оказавшись у мелкого торговца, просит его: «отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!»

Так и поступил мещаниника, — «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама». Так прозвучало первое пророчество Салтыкова-Щедрина, — именно  Россия несет в себе надежды человечества на обретение духовного прозрения и духовного совершенства. Об этом говорил и А.С.Пушкин, это пророчество поддержит и замечательно сформулирует Ф.М. Достоевский: «Всему миру готовится великое обновление через русскую мысль».

Но Салтыков-Щедрин не усыпляет нашу бдительность красивыми сказками. Нет! Он трезво и очень объективно оценивает русскую жизнь, смело обличает ее пороки. Писатель вошел в мировую литературу как непревзойденный  сатирик. Образы его сатиры, благодаря активной пропаганде И.С. Тургенева,  становятся хорошо известны и западному читателю. Проза Салтыкова-Щедрина – особенно его сатирические сказки,  признаются одним из самых ценных образцов мировой сатиры. Обличение социальных явлений в  его сказках действенный метод критики злоупотреблений, недостатков, несовершенств самых различных сторон общественной жизни.

Участникам вечера удалось передать  атмосферу жизни  эпохи Салтыкова-Щедрина. Прозвучали  романсы и прекрасные сатирические музыкальные миниатюры этого времени композиторов А.С.Даргомыжского и М.П.Мусоргского. Зал долго рукоплескал замечательному исполнению приглашенного солиста Большого театра Максиму Кузьмину-Караваеву, исполнившему легендарную «Блоху», «Мельника», «Титулярного советника»  Искрометно прозвучали в исполнении пианистки, заслуженной артистки России Полины Федотовой и скрипача Давида Ардуханяна сонат Сергея Прокофьева, которые стали ярким и колоритным  обрамлением сатирических сказок писателя — знаменитых «Как мужик двух генералов прокормил», «Карась- идеалист», «Орел-меценат». Артистам МХАТ им. Горького — народному артисту России, Валентину Клементьеву, заслуженной артистке России Татьяне Шалковской и артистке Московской государственной филармонии Ларисе  Савченко  удалось создать живую, яркую по-настоящему  «по Салтыкову-Щедрину»  сатирическую  картину   общественной жизни.

На вечере была представлена широкая палитра  литературных жанров произведений писателя. Прозвучало наилучшее, по мнению специалистов, произведение, посвященное Пасхальной ночи — «Христова ночь», которое сочеталось с замечательной музыкой.

В произведениях писателя мы видим себя и в прямом и в кривом зеркале. Обращаясь к его творческому наследию, невозможно не сделать вывод: Салтыков-Щедрин, в полном смысле слова социальный психолог. Он дал прекрасную картину  «Истории одного города», — это и точно подмеченные детали и характеристики, и точная и исторически выверенная  «История одного города», — история глуповцев, которые любят ходить строем, выполнять распоряжения неумных руководителей. Писатель предупреждает нас…., но к сожалению, мы не воспринимаем пророческих предсказаний финала его  книги «Истории одного города», в котором появляется ОНО, — глуповцев поразило неслыханное зрелище. Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева, ОНО неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки. Хотя ОНО было еще не близко, но воздух в городе заколебался, колокола сами собой загудели, деревья взъерошились, животные обезумели и метались по полю, не находя дороги в город. ОНО близилось, и по мере того как близилось, время останавливало бег свой.

Исторические события, характеры и нравы Салтыков-Щедрин показывает в  достоверных  образах героев своих произведений. Их, без сомнения, можно назвать «типическими»,  они живут и действуют и в наше время. Раздумья писателя о судьбах Отечества долговременны, но чтобы определить будущее, нужно хорошо понимать происходящее, помнить и понимать прошлое, прикоснуться к которому нам помогает наша великая классическая литература. Этой задаче и призвана реализация проекта «Дед остался на войне, а страну оставил мне. Классика и современность» в рамках которого и была проведена  эта программа.

Следующая встреча участников проекта с севастопольцами намечена на начало мая — к  Дню Победы и 72-й годовщине освобождения Севастополя  5 мая в 16.00 в кинопавильоне Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя на Историческом бульваре состоится литературно-музыкальная программа «Он сражался духом и стихом», посвященное творчеству поэта  Юрия Кузнецова (1941-2003).  Его отец погиб при штурме Сапун-горы в Крыму. Могилу отца поэт искал 40 лет, нашел ее и восстановил 400 имен защитников Отечества, погибших в бою и захороненных безымянными в  братской могиле. Эти события стали центром формирования его личности и творчества и им посвящена поэма «Четыреста». История нашего государства, Великая Отечественная война — главные темы творчества поэта, которого часто называют последним классиком ХХ века.

Share