Home > События > Прикосновение к вечности

Прикосновение к вечности

27 марта – всемирный день театра

IMG_8345

В марте Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России подарило севастопольцам несколько незабываемых встреч. Вновь собрала полный зал в Севастопольском Центре культуры и искусства великолепная «Пушкинская гостиная».

Эта встреча состоялась благодаря поддержке  члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Законодательного собрания Севастополя Ольги Тимофеевой. «Пушкин сопровождает нас всю жизнь, — сказала Ольга Леонидовна в своем выступлении на вечере. – Подчас суета ежедневных проблем заслоняет от нас главное, мы перестаем чувствовать его – но вот сегодня мы прикоснулись к вечности». Сенатор выразила уверенность в том, что творческое сотрудничество Бюро пропаганды русской литературы Союза писателей России и Севастополя будет продолжаться.

Напомним, что главная цель литературно-музыкального проекта «Дед остался на войне, а страну оставил мне. Классика и современность», подготовленного Бюро,  — привлечь все поколения, но особенно  молодежь к чтению книг. Поэтому мартовский этап этого замечательного проекта был посвящен «Неделе детской книги». Севастопольские дети познакомились с  произведениями А. Пушкина, П. Ершова, А.Чехова, С. Есенина, А.  Ахматовой, М. Шолохова, М. Цветаевой, Н. Рубцова, Н. Дмитриева, С. Аксакова, Е. Шварца и других блистательных русских классиков.

В Севастополь приехали творческие силы самого высокого ранга, талантливейшие артисты, пользующиеся мировой известностью. Новая встреча в «Пушкинской гостиной» позволила севастопольцам вобрать в свои души еще несколько великолепных произведений благодаря таланту уже полюбившихся севастопольцам исполнителей — народного артиста России, артиста МХАТ им. Горького  Валентина Клементьева, заслуженной артистки России, артистки МХАТ им. Горького Татьяны Шалковской, артистки Московской Государственной Академической Филармонии Ларисы Савченко.

Уникальную музыкальную партитуру литературно-художественной композиции создала заслуженная артистка России, доцент Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Полина Федотова (фортепиано).

Зал с восторгом внимал пленительным голосам Елизаветы Соиной, лауреата международных конкурсов, солистки  театра «Новая Опера» им. Е.В.Колобова и солиста оперного театра Московской консерватории Николая Ефремова. Поистине душою вечера стал лауреат международных и всероссийских конкурсов  скрипач Давид Ардуханян.

Ведущая вечера, директор Бюро пропаганды художественной литературы Алла Васильевна Панкова сказала: «Мы полюбили севастопольских зрителей и нам дорог тот контакт, который состоялся со зрительским залом Центра культуры и искусств… Молодой, ставший популярный писатель Сергей Шергунов назвал Севастополь «точкой сборки». Мне не очень нравится эта формулировка, но, конечно же, Севастополь занимает сейчас центральное место в истории современного периода, в напряженных  событиях мировой истори. Нам нужно понять, что именно здесь и сейчас вершатся события одного из главных моментов нашей истории. Нам очень важно выдержать все испытания, внести свой достойный  вклад в происходящие преобразования.  И здесь без Пушкина не обойтись. По мловам философа Ивана Ильина: » Пушкин был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и его больных узлов. Это надо понимать — и исторически, и метафизически.» Пушкин был и остается сердцем нашего народа. Мы должны сохранить это трепетное отношение к пушкинскому миру. Помните – у Тютчева: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет».

Этот вечер был особенным – перед зрителями оживала самая загадочная и, как её называют литературоведы, самая «закодированная» из поэм  А.С. Пушкина – «Медный всадник», в которой Пушкин размышляет о судьбе Санкт- Петербурга, о путях русской истории. Вечер позволил севастопольцам прикоснуться к очень важной теме – пушкинскому пониманию истории.

В период работы над поэмой «Медный всадник» поэт одновременно начинает работать над материалами пугачевского восстания и исследовать период царствования Бориса Годунова. Поистине потрясает его способность сделать реальным прошлое и предвидеть будущее, погружаясь в минувшие века – не случайно Пушкин назвал поэта «пророком». И, вместе с тем, сколько задушевных образов, живущих и страдающих, он подарил нам!

В это же время появляется удивительное произведение в прозе, продолжающее романтический стиль в русской литературе – «Пиковая дама». В «Пиковой даме» Пушкин берется за самую большую и ответственную тему и для сегодняшнего дня: «ценность, смыл жизни  человека?». В стихотворении «Разговор поэта с книгопродавцем» поэт говорит, что он выбирает свободу, а книгопродавец провозглашает: «Нам нужно злато, злато, злато/ ищите злато, господа!», и уж с его помощью вы купите себе свободу. Как современно звучит этот спор! Так называемая «западная» цивилизация провозглашает ту же самую идею. Что касается России, то Пушкин связывает появление этой проблемы с Петром Великим, который «в Европу прорубил окно». И что же хлынуло к нам через него? Пушкин показывает нам, что для счастья человеку нужны не красивые «фантики» — всевозможные удобства, предметы комфорта и достатка, а нечто совершенно другое. Он показывает нам, как цивилизация, которую мы так ждали с Запада, может раздавить простого человека. Не случайно он адресует свою повесть именно таким людям: «для вас, печальные сердца»…

В переводе с греческого слово «культура» дословно означает «возделывание». Русская литература направлена на то, чтобы человек «возделывал» себя, преумножая богатство своей души. А западная цивилизация – это «возделывание» окружающего мира для себя, пополнение материальных благ, то есть та самая «культура потребления», которая ныне заслоняет всякие другие проявления другую культуры.

Столетиями продолжается «пушкинское притяжение», захватывающее талантливых композиторов, музыкантов, художников. Его произведения предстают всё в новых ипостасях: балет, графика, опера… В этом году исполняется сто пять лет со дня выхода в свет удивительной книги — «Пиковая дама», которая была издана в 1911 году роскошным подарочным изданием с иллюстрациями Александра Бенуа. Над ними известный художник, основоположник целого направления в живописи «Мира искусства» работал целое десятилетие. До сих пор ни одно пушкинское издание не превзошло этой высокохудожественной работы.

Рисунки Бенуа и других талантливых художников, обращавшихся к творчеству Пушкина, отрывки из классических фильмов, фото и киноматериалы были подобраны блестяще, создавая живую атмосферу пушкинских произведений, помогая зрителям глубже проникаться их атмосферой и создавая некий «эффект погружения». Необычайно удачная находка – дополнять прекрасные оперные голоса и блестящую актерскую игру зрительными образами! Серьезную, масштабную работу в подготовке программы провела режиссер видеопоказа Ирина Панкова

Когда была опубликована «Пиковая дама», современники Александра Сергеевича приняли её на «ура» — захватывающий, почти детективный сюжет с элементами щекочущей нервы мистики завораживали читателя. В последствии идея «Пиковой дамы» откликнется в творчестве Достоевского, его «Преступление и наказание», «Игрок» — тоже своего рода детективы… и в них та же мысль – «имеет ли человек право отнимать жизнь, заставлять страдать   другого ради собственного благополучия, ради  собственного «комфорта»? Имеет, считают герои обоих этих произведений.  А мы сегодня пожинаем горькие плоды их выбора, который возобладал в умах наших современников. Пушкин первым заметил эти тенденции в современном ему обществе и отразил их в «Пиковой даме». Это произведение покорило сердце одного из блестящих европейских литераторов – Проспер Мериме. Он перевел «Пиковую даму» на французский язык.

Русская литература всегда служила «духовным иммунитетом» народа, и сегодня она остается той спасительной силой, которая помогает нам выстоять. Высокое искусство поднимает душу человека, это «золотой запас» национальной культуры, наш главный ресурс, оставленный нам отечественной литературой, ее классиками, и в первую очередь, — Пушкиным.

На вечере прозвучали слова благодарности в адрес Наталии Нарочницкой, с которой  Бюро пропаганды русской литературы связывают  более двадцати лет дружбы и сотрудничества . Наталия Алексеевна — известный ученый и общественно-политический деятель, православный идеолог, доктор исторических наук, она возглавляет «Институт демократии и сотрудничества» в Париже». На вечере прозвучали её слова, их передала Ольга Леонидовна Тимофеева: «мой дед воевал на фронтах Первой мировой, моя мама была партизанкой в  Великой Отечественной, оба они защищали свое Отечество.  Государства были разные, Отечество – одно… чувство Отечества и делает человека гражданином».  Несомненно, эти слова как нельзя лучше выражают идею литературно-музыкального проекта «Дед остался на войне, а страну оставил мне. Классика и современность», подготовленного Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России  С огромным интересом впитывали все происходящее подростки, молодежь и представители старшего поколения. Живой интерес, живая связь поколений, объединяющая зрителей, радость от встречи с красотой образов, с великой русской поэзией, родной историей подарили севостопольцам в канун празднования очередной годовщины воссоединения Крыма и  Россию создало особую атмосферу этой «пушкинской встречи»  и с особой силой и гордостью прозвучали слова ведущей вечера: «Севостополь — город русской славы, город-герой. Таким он  был и навсегда  останется в нашей истории». Проект Бюро пропаганды художественной литературы продолжается. Севастопольцев ждет программа «Пророчества и предсказания в русской литературе» посвщенная творчеству одного из самых могучих писателей Х1Х века Михаилу Евграфиечу Салтыкову-Щедриу 11 марта в 11 марта в Центре культуры и искусств ( ул. Ленина, д. 25)

 

Ритта Козунова

 

Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 79-рп и на основании конкурса, проведённого «Союзом пенсионеров России».

https://sevzakon.ru/view/1044/gazeta/11591/12040/

Share