Home > Пресса о нас > «Рукописи не горят…» литературный вечер в Севастополе

«Рукописи не горят…» литературный вечер в Севастополе

В наш город вместе с весною вернулись незабываемые вечера, которые дарит севастопольцам Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России. Для участия в программах приглашаются актеры, музыканты и певцы, каждого из которых можно без преувеличения назвать гордостью России. Благодаря тому, что данный просветительский проект осуществляется на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации по результатам конкурса, проведенного Союзом пенсионеров России, посещение вечеров бесплатно для всех желающих. Каждый раз это волнующее событие для Севастополя: в Центре культуры и искусств собираются люди самых разных возрастов и профессий, которых объединяет любовь к русскому слову и желание приобщиться к лучшим образцам нашего великого литературного наследия.

Невероятно: от Михаила Афанасьевича Булгакова нас отделяет уже целое столетие! Но как живо воспринимаются сегодня его слова, как органично смотрятся в сегодняшней действительности его герои. Тем не менее, это факт — и Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России предложило севастопольцам осмыслить русскую историю спустя 100 лет глазами Булгакова.

Благодаря великолепной игре ведущих актеров МХАТа им. М. Горького — народного артиста России Валентна Клементьева и заслуженной артистки России Татьяны Шалковской на сцене оживали самые пронзительные сюжеты булгаковских книг. Напомним, что Михаил Булгаков (1891-1940) был автором повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и даже оперных либретто. Возможно, именно поэтому так органично в сценическую ткань вечера вплеталась музыка и классические произведения в исполнении артистки Московской Государственной академической филармонии Ларисы Савченко, лауреата международных конкурсов, солистки театра Новая Опера им. Е. Колобова Елизаветы Соиной и солиста оперного театра Московской консерватории Николая Ефремова. С не меньшим восторгом принимала публика заслуженную артистку России Полину Федотову. А лауреаты международных и всероссийских конкурсов скрипачи Давид Ардуханян и София Федотова стали поистине открытием этого вечера.

Как всегда, в программе были удивительно органично задействованы все составляющие — сценическая, музыкальная и, собственно, агитационная: на экране зритель увидел работы ведущих художников- иллюстраторов, которым посчастливилось оформлять лучшие издания булгаковских произведений, многочисленные фотографии, а также отрывки из экранизаций (ре- жессер — Ирина Панкова). Булгакову, несомненно, повезло в этом отношении: фильмы, поставленные по романам «Бег», «Дни Турбиных», «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», не говоря уже о пользующейся всенародной любовью комедии «Иван Васильевич меняет профессию», вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.

Ведущая программы — директор Бюро пропаганды художественной литературы Алла Панкова — сумела затронуть в сердцах зрителей самые душевные струны: она словно обращалась к каждому из нас, ведя доверительную беседу о самом главном в жизни. Она рассказала о том, что на долю выдающегося писателя пришлись тяжелейшие исторические испытания — революция, изменение не только социальных, но и культурных законов. Волей судьбы Михаил Булгаков оказался перед реальной угрозой потери Родины, но предпочел остаться в России.

Михаил Афанасьевич всегда оставался человеком твердых убеждений и непоколебимой порядочности, и таковы лучшие герои его произведений. Учителем своим он называл Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Любимым писателем с детства был Николай Васильевич Гоголь.

Главная тема его творчества — извечная тема борьбы добра и зла. Разочарование человека в жизни он надеялся победить любовью, добром, справедливостью, честью и творчеством. «Белая гвардия» — одно из первых произведений в нашей литературе, запечатлевшее глубокую драму представителей русской потомственной интеллигенции, не принявших революцию.

1930-1936-е годы Михаил Булгаков работал во МХАТе режиссером-ассистентом. События тех лет были описаны в «Записках покойника» — «Театральном романе». В 1932 году лично И. Сталиным была разрешена постановка «Дней Турбиных» только во МХАТе.

В 1934 Михаил Булгаков был принят в Союз писателей СССР и завершил первый вариант романа «Мастер и Маргарита».

В 1936 году в «Правде» была напечатана разгромная статья о «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе «Кабала святош», которую репетировали пять лет во МХАТе. Михаил Булгаков перешел работать в Большой театр как переводчик и либреттист.

В 1939 году написал пьесу «Батум» о И. Сталине. Во время ее постановки пришла телеграмма об отмене спектакля. И началось резкое ухудшение здоровья Михаила Булгакова. В это время он диктовал жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

Роман в 2016-м году отмечает 50-ле- тие первой публикации. Работа над данным произведением началась в конце 1920-х годов, последнюю редакцию осуществляла вдова писателя — Елена Сергеевна. Первая публикация в сокращенном виде была осуществлена в 1966-1967 годах (журнал «Москва», предисловие Константна Симонова).

10 марта 1940 Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище, где на его могиле установлен камень с могилы Н.В. Гоголя, прозванный «Голгофой».

Несомненно, диалог со зрителями состоялся, и севастопольцы будут с нетерпением ждать новых встреч с программами Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России.

Ритта КОЗУНОВА

Севастопольские известия          №13 (1 11), 8 апреля 2017 г

Share