Home > Публикации > Владимир Алексеевич Солоухин был одним из самых издаваемых писателей. При этом е…

Владимир Алексеевич Солоухин был одним из самых издаваемых писателей. При этом е…

Владимир Алексеевич Солоухин был одним из самых издаваемых писателей. При этом его сочинения переводились на все основные европейские языки. Он родился 16 июня 1924 года в селе Алепине, недалеко от г. Владимира, в крестьянской семье.
Солоухин поступил в Литературный институт. Рано начал писать стихи. К заявлению о поступлении была приложена толстая папка со стихами. Рекомендацию Солоухину дал известный поэт Владимир Луговской: «В.Солоухин очень даровитый поэт, вышедший не из столичного литературного молодняка. Начал он писать в селе, где жил и учился, потом в Красной армии (войска НКВД). Проделал большую и интересную работу, путь его своеобразен. Яркое, мужественное ощущение жизни отличает его лирику. Заслуживают известного внимания исторические стихи (о Кремле, где он служил). Солоухину свойственны поиски новых тем, интонаций, даже форм …».

В институте он учился вместе с Юрием Бондаревым, Григорием Поженяном, Эдуардом Асадовым, другими фронтовиками.

Получив диплом, Солоухин работал разъездным очеркистом в журнале «Огонек», но никогда не забывал о поэзии. Его первый сборник «Дождь в степи» вышел в 1953 году.
Работа в журнале «Огонек» дала Солоухину возможность объездить почти всю Россию и половину Европы, а в 1956 году он бродил по родной земле и подготовил книгу «Владимирские проселки», которая имела оглушительный успех.
С 1957 года стал членом редколлегии «Литературной газеты» отдела поэзии. В начале 60-х годов Солоухин обращается к древнерусской живописи, начинает собирать иконы. В своих рассказах и очерках он призывает к возвращению к старине. Из этого увлечения писателя выросла замечательная повесть «Черные доски».
Литература, народные традиции, защита памятников старины, национальных символов, русской истории становятся делом жизни писателя. «Черные доски»(1968г.) и «Письма из Русского музея»(1969г.) — документальные
повести о сохранении русской культуры — обсуждала вся читающая Россия.

Писатель никогда не скрывал свои монархические убеждения.
Важной в его творчестве книгой стал трагический роман «Последняя ступень» ( вышла в свет в 1995г.), в нем писатель предложил свое осмысление русской драмы двадцатого века. Главная тема творчества Солоухина — русская деревня.
Он считался представителем «писателей-деревенщиков». Его размышления о судьбе крестьянства и, значит, целой России звучали острополемично. В своей публицистике Солоухин высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных ценностей, сбережения традиций, размышлял о путях развития русского искусства. Заинтересовавшись русскими иконами, писатель стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи.
В своей публицистике писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства.
В восьмидесятых годах прошлого века большой резонанс вызвала его книга «Время собирать камни» об Оптиной пустыни, о необходимости восстановления национальных православных традиций.

В 1988 г. вышла его автобиографическая книга о детстве «Смех за левым плечом».
Солоухин был председателем Комитета по возрождению храма Христа Спасителя в Москве. Он страстно мечтал о возрождении разрушенного Храма Христа Спасителя. И его заветная мечта сбылась… Посмертно опубликованы его мемуары «Чаша» (1998).

Лирико-публицистическая проза Солоухина имеет особую общественную значимость. Живую силу русской идеи писатель предлагал искать в истоках своей национальной культуры и веры. «Задумайтесь, почему, – пишет Солоухин, – когда читаешь Пушкина, Гоголя, Толстого, то и на сердце тепло, и ум просветляется… Я думаю, что не нужно искусственно расщеплять русское национальное сознание на составляющие… Дело не в мелочах, а в том, что русское самосознание либо есть, либо его нет. Это тот дух, который поможет нам возродить Россию…»
Умер В.Солоухин 4 апреля 1997 г. в Москве. Он был первым, кого отпевали в восстановленном им же храме Христа-Спасителя в Москве.
Похоронен в родном селе Алепине. На панихиде присутствовал Св. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который, отдавая дань писателю, сказал, что Владимир Алексеевич был первым, кто обратил внимание общественности к своим историческим корням.

Друзьям

Россия еще не погибла,
Пока мы живы, друзья…
Могилы, могилы, могилы —
Их сосчитать нельзя.
Стреляли людей в затылок,
Косил людей пулемет.
Безвестные эти могилы
Никто теперь не найдет.
Земля их надежно скрыла
Под ровной волной травы.
В сущности – не могилы,
А просто ямы и рвы.
Людей убивали тайно
И зарывали во тьме,
В Ярославле, в Тамбове, в Полтаве,
В Астрахани, в Костроме.
И в Петрограде, конечно,
Ну и, конечно, в Москве.
Потоки их безконечны
С пулями в голове.
Всех орденов кавалеры,
Священники, лекаря.
Земцы и землемеры,
И просто учителя.
Под какими истлели росами
Не дожившие до утра
И гимназистки с косами,
И мальчики-юнкера?
Каких потеряла, не ведаем,
В мальчиках тех страна
Пушкиных и Грибоедовых,
Героев Бородина.
Россия – могила братская,
Рядами, по одному,
В Казани, в Саратове, в Брянске,
В Киеве и в Крыму…
Куда бы судьба ни носила,
Наступишь на мертвеца.
Россия – одна могила
Без края и без конца.
В черную свалены яму
Сокровища всех времен:
И златоглавые храмы,
И колокольный звон.
Усадьбы, пруды и парки,
Аллеи в свете зари,
И триумфальные арки,
И белые монастыри.
В уютных мельницах реки,
И ветряков крыло.
Старинные библиотеки
И старое серебро.
Грив лошадиных космы,
Ярмарок пестрота,
Праздники и сенокосы,
Милость и доброта.
Трезвая скромность буден,
Яркость весенних слов.
Шаляпин, Рахманинов, Бунин,
Есенин, Блок, Гумилев.
Славных преданий древних
Внятные голоса.
Российские наши деревни,
Воды, кедра, леса.
Россия – одна могила,
Россия – под глыбью тьмы…
И все же она не погибла,
Пока еще живы мы.
Держитесь, копите силы,
Нам уходить нельзя
Россия еще не погибла,
Пока мы живы, друзья.

Share

3 thoughts on “Владимир Алексеевич Солоухин был одним из самых издаваемых писателей. При этом е…

  1. Блестящий литератор! Припоминаю — эссе о грибах… Берёзках — соснах… Моя пародия на него называлась «Узы музы»… Приведу несколько строф: «Не пишется. Грустно и тошно, и и скучно у серой стены. Встаю. Окочуриться можно! Да, новые темы нужны. Веди, меня, Муза, к народу, как хлеб его локти и речь… Я, это, продумаю оду, ты — темой меня обеспечь. ++++++++ Ох, Муза! А что ей, плутовке, свои развернула крыла… К автобусной остановке меня за собой повела. +++++++ Не будь я крестьянской породы, пришлось бы совсем нелегко. Слышь, Муза, однако, до оды пока ещё далеко. +++++++ Болят мои ноги и плечи, продуло, Господь пронеси… Сидел бы у электропечи! Плетусь на стоянку такси. Далась же мне эта обуза! Опять защемило в груди… А всё эта чёртова Муза. Ах, Муза, ну, Му…, Погоди! 1982 г.

  2. Вчера замечательно провели день в Алепино. Было очень много народу, хоть дождик накрапывал.Какое счастье, что есть такой праздник. Спасибо Михаилу Орландовичу Мендосу-Бландо. Какое богатство наши люди.

Comments are closed.