Home > Публикации > Владимир Галактионович Короленко – писатель, журналист, публицист, общественный…

Владимир Галактионович Короленко – писатель, журналист, публицист, общественный…

Владимир Галактионович Короленко – писатель, журналист, публицист, общественный деятель. Высоко оценивая гражданскую позицию В.Г.Короленко, И.А.Бунин назвал его «живой совестью русского народа». Самые известные произведения В.Г.Короленко – повести «В дурном обществе», «Слепой музыкант», «Река играет». Многим он известен только как автор легендарной повести «Дети подземелья» — повесть о неожиданной дружбе сына судьи и бездомного мальчишки, недолгие, но очень искренние отношения не только оставили неизгладимый след в душе барчука, но и смягчили суровый нрав его отца.
Настоящим триумфом писателя стал выход его лучших произведений — «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886).
«Слепой музыкант» — гимн победы над физическими и нравственными недугами. Слепого от рождения Петруся ведет по дороге жизни великая сила музыки. А.П. Чехов писал В.Г.Короленко: «Ваш «Соколинец», мне кажется, самое выдающееся произведение последнего времени. Он написан как хорошая музыкальная композиция, по всем тем правилам, которые подсказываются художнику его инстинктом». Музыкальность присуща всему творчеству писателя.
Короленко говорил, что его рабочий кабинет имел свойство собирать в себя «все звуки, голоса и крики, жалобы и стоны, песни и тихий плач ребенка…»
А.М.Горький писал: «…У меня к нему было чувство непоколебимого доверия. Я был дружен со многими литераторами, но ни один из них не мог мне внушить того чувства уважения, которое внушил Владимир Галактионович с первой моей встречи с ним. Он был моим учителем недолго, но он был им, и это моя гордость по сей день. Короленко первый сказал мне о значении формы, о красоте фразы, я был удивлен простой, понятной правдой этих слов и, слушая его, почувствовал, что писательство – не легкое дело!».
Большое место в его жизни занимала публицистика, тесно связанная с его многогранной общественной деятельностью. В 1891-1892 гг., когда в средней России разразился голод, Короленко собирал пожертвования, работал в голодающих деревнях, открыл для крестьян 45 бесплатных столовых. Из его корреспонденции в московскую газету «Русские ведомости» составилась книга «В голодный год» (1893). Он спас от каторги крестьян-удмуртов .
Лев Толстой о статье В.Г.Короленко «Бытовое явление» писал:
«Сейчас прослушал вашу статью о смертной казни и всячески во время чтения старался, но не мог удержать не слезы, а рыдания. Не нахожу слов, чтобы выразить вам мою благодарность и любовь за эту и по выражению, и по мысли, и, главное, по чувству — превосходную статью….
Ее надо перепечатать и распространить в миллионах экземплярах. Никакие думские речи, никакие трактаты, драмы и романы не произведут и одной тысячной того благотворительного действия, какое должна произвести эта статья …»
Непримиримый критик самодержавия Короленко с оптимизмом встретил Февральскую революцию, однако Октябрьскую революцию 1917 года принял враждебно. В ходе Гражданской войны он неоднократно протестовал против несправедливости и террора большевиков. До последнего дня писатель боролся за правду. Современники называли его «совестью России».
Когда писатель умер в 1921 году в Полтаве, три дня с ним прощался весь город. Не только собратья по перу, но и простые люди считали смерть В.Г.Короленко невосполнимой утратой.
Произведения Короленко экранизированы:
Долгий путь. (СССР, 1956, режиссёр Леонид Гайдай).
Полесская легенда. (СССР, 1957, режиссёры: Петр Василевский, Николай Фигуровский).
Слепой музыкант. (СССР, 1960, режиссёр Татьяна Лукашевич).
Среди серых камней. (СССР, 1983, режиссёр Кира Муратова).
#ПанорамарусскойкультурыКлассикаисовременность
При поддержке Фонда президентских грантов

Share