Home > Видео > «Хочется жить и читать…»

«Хочется жить и читать…»

Ялтинские литературные вечера стали событием в культурной жизни Крыма

Людмила Казарина
19.11.2020
   
«Хочется жить и читать…»

Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России при содействии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провело в Ялте серию просветительских литературно-музыкальных программ, посвященных творчеству выдающихся зарубежных писателей-юбиляров 2020 года: Ги де Мопасана (1850–1893), Эмиля Золя (1840–1902), Томаса Манна (1875–1955), Агаты Кристи (1890–1976), Рэя Брэдбери (1920–2012), Айзека Айзимова (1920–1992).

Преподобный Нестор говорил: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие Вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души».

Развитие духовности, и, соответственно, цивилизации невозможно без просвещённости. Именно с грамотностью передаются из поколения в поколение духовные и интеллектуальные знания.

Литературное наследие зарубежных писателей-юбиляров было представлено через глубокую взаимосвязь с русской классической литературой, творчеством Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина и, конечно же, И.С. Тургенева, общественная и литературная деятельность которого сыграла роль своеобразного «культурного моста», соединившего русскую и зарубежную литературы. В XIX веке благодаря усилиям Тургенева сформировался взаимообогащающий диалог русских и европейских писателей. Лауреат Нобелевской премии по литературе Томас Манн много раз подчеркивал, что на его формирование как писателя значительное влияние оказали книги Толстого, Чехова, Достоевского, Пушкина и Гоголя. Герой его произведения Тони Крёгер художник приходит к выводу, что литература оказывает на людей «освящающее, очищающее действие…», что очевидно на примере русской литературы. Эти слова своего героя Томас Манн впоследствии цитировал, как выражение своей собственной мысли: «…достойная преклонения русская литература и есть та святая литература, о какой вы сейчас говорили».

В программу были включены тексты публицистических и художественных произведений великого немецкого писателя. Прозвучали интересные суждения Манна о том, как он относился к русской литературе, как много значила она для его творчества. Поднятые писателем идейно-теоретические, исторические, философские и политические вопросы общественной жизни, прозвучавшие в программе, остро обозначены в современной социальной действительности.

Зрители отметили актуальность суждений Т. Манна о месте России в мире, о ее отношениях с другими странами. Писатель указывал на то, что в геополитическом отношении Россия находится между Западом и Востоком, и именно она может способствовать их контактам.

Практически во всех произведениях Томаса Манна ярко звучит антифашистская идея. В программе были продемонстрированы отрывки из тетралогии «Иосиф и его братья», в которой Томас Манн показал, как в глубине древних преданий складывались коренные гуманистические моральные понятия, определяющие отношение человека к семье, народу, обществу. Дух сопротивления, рождающийся как протест против фашистского варварства, ясно ощутим и в романе Т. Манна «Лотта в Веймаре» (1938). Рисуя духовную драму Гёте, Томас Манн обращается к художественным традициям русской классической литературы, его интересуют творческие приемы Л.Н.Толстого. Когда-то автор «Войны и мира» ввел в обиход художественной прозы внутренние монологи — неслышные разговоры героев с самими собою. Гёте, став героем Томаса Манна, постоянно находится в состоянии внутреннего диалога. Гёте резко осуждает немецких националистов, мракобесов своего времени — и эти раздумья неожиданно воспринимаются как вызов реакционерам всех времен и как приговор гитлеровцам, перекликаются с проблемами современности. В программе была приведена заключительная откровенная беседа Гёте с Шарлоттой Кестнер, в которой труд поэта предстаёт как подвиг непрерывного творческого напряжения во имя служения людям.

В 1937 г., когда в Советском Союзе широко отмечалось столетие со дня кончины А.С. Пушкина, Томас Манн написал статью, в которой дал высокую оценку творчества основоположника русской национальной литературы. В программе прозвучали отрывки из этой статьи.

Предметом особых размышлений Томаса Манна стало творчество А.П. Чехова. В дни Первой мировой войны Томас Манн обратился к творчеству писателя. Главную идею Чехова он обозначил так: добродетель лучше, чем «мораль». Эту мысль Т. Манн развернул много лет спустя в «Слове о Чехове». На вечере были процитированы строки, которые воспринимаются сегодня как прямой отклик на события нашей современности. В одном из интервью Манн приоткрыл свою творческую лабораторию:

«Когда я в возрасте неполных двадцати трех лет писал “Будденброков” — а этот эпический замысел был выше моих молодых сил, и мне иной раз угрожала опасность отступить перед ним — именно ежедневное чтение Толстого укрепляло во мне готовность продолжать работу над трудным романом. Нельзя тут забыть и Чехова, в некотором смысле, русского Мопассана, — но нет (тут он поправил себя быстрым движением руки), он гораздо значительнее, заслуживает более высокой оценки, чем Мопассан. Особую склонность я чувствовал к Тургеневу. Если бы я был сослан на необитаемый остров, — добавил он с улыбкой, — и мог взять с собой только шесть книг, то “Отцы и дети” обязательно были бы в их числе». Смысл статьи Томаса Манна «Слово о Чехове» превратился в поиски ответа на вопрос о долге мыслящей личности в смятенном и разобщенном мире.

Творческое наследие Ги де Мопассана было представлено в городе, овеянном славой А.П. Чехова, в соотнесении с творческими постижениями великого русского писателя — мастера и новатора в «малом жанре» прозы.

В программе приемами сценического чтения отрывков из произведений этих писателей было обозначено сходство творческой манеры писателей.

Известно, что Чехов читал Мопассана с профессиональным вниманием. Ценил его талант и новаторство. Чехов писал, что после Мопассана нельзя писать по-старому. При сопоставлении творчества этих двух великих художников, организаторы вечера особо подчеркнули то, что писателям удалось отразить характерные особенности эпохи в истории своих стран. Мопассан запечатлел эпоху III Республики, которую без обиняков называли «республикой без республиканцев». Это были десятилетия, последовавшие за проигранной Франко-прусской войной. Десятилетия, отмеченные аморальностью, продажностью и торжеством пошлости. О таких же общественных бедах в России остро писал А.П. Чехов. Социальное звучание, точность психологической характеристики героев были показаны зрителям на примере рассказов А.П. Чехова и новелле Мопассана «Пышка», подкрепленные кадрами из одноимённых кинокартин. А кадры из документальных фильмов, посвященных жизни и творчеству выдающихся писателей, дополнили картину. В программе был максимально ярко обозначен чеховский принцип подхода к творчеству: цель писателя ставить «диагноз», но не предлагать «средства лечения болезней». А это означает, что он должен «правдиво» нарисовать жизнь и показать, насколько эта жизнь «отклоняется от нормы». Мопассан называл свою художественную жизненную философию «ясновидением мира». Персонажи Чехова менее расчетливы, менее прагматичны, рациональны, они в большей мере живут чувствами, чем герои Мопасанна. Вера во всепобеждающую силу жизни звучит в финале романа Мопассана «Жизнь», отрывок из которого прозвучал в программе.

Оба писателя дают широкую панораму социальной жизни, представляют богатый спектр типажей, характеров — аристократии, чиновничества, рантье, крестьянства, финансистов, художников у Мопассана; интеллигенции, служивых, помещиков, купцов, мужиков и др. — у Чехова.

Гражданская позиция по делу Дрейфуса объединила Эмиля Золя и Антона Чехова, мастеров искусства из многих стран, выступивших в поддержку осужденного полковника.

Творческая концепция автора монументальной социальной эпопеи «Ругон-Маккары», над которой писатель трудился на протяжении 25 лет (1868–1893 гг.), прозвучала в виде отрывков из романа Эмиля Золя «Творчество». Писатель весьма убедительно показывает муки творчества, осмеяние художника толпой, которая еще не может принять новаторства. В актерском исполнении прозвучал «Монолог писателя» — лучшее место в книге, т.к. в нём раскрывается сам Золя и его взгляд на собственное творчество. С большим интересом зрители познакомились с кадрами документального фильма о жизни и творчестве писателя.

В цикле литературных программ устроители вспомнили и заново осмыслили сбывшиеся предсказания гениев фантастики и детективов Агаты Кристи, Рэя Брэдбери, Айзека Айзимова. Известный ученый и просветитель А. Айзимов, американский писатель-фантаст – к тому же и наш соотечественник: он родился в 1920 году в Смоленской губернии.

Перечень имён авторов, которым посвящены были литературные программы, впечатлил читательскую аудиторию. По отзывам зрителей, Бюро пропаганды художественной литературы, которое не первый год проводит их в Крыму, помогает погрузиться в мир книги, перенестись в другую эпоху, попасть в уникальную атмосферу литературных произведений, совершить литературные путешествия по всему миру.

Люди вспомнили, а то и заново многое узнали о творчестве, жизни и гражданских позициях этих блистательных авторов, чьи произведения входят в золотой фонд мировой литературы.

«На этих волшебных литературных вечерах мы увидели видеосюжеты, кадры художественных и документальных фильмов, литературно-музыкальные композиции, услышали песни и романсы, арии классической музыки. Очень сильно на меня подействовал отрывок из фильма по экранизации романа Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” режиссёра Франсуа Трюффо, который считается основоположником французской новой волны в кино. Сцена сжигания библиотеки… Вспомнилась фашистская свастика, и как гитлеровцы жгли книги Гёте на площади, и то, уже почти что мракобесие, что творится сейчас в мире, и в “просвещенной” Европе»…

Книги Агаты Кристи – вышедшие более чем 2-миллиардным тиражом во всем мире, судьба великой писательницы, ее уникальный творческий метод создания детектива, были в центре внимания программы «Сбывшиеся пророчества великих писателей». Были представлены фрагменты, по ее признанию, самого любимого из написанных ею произведений — «Десять негритят». В этом году имя писательницы, благодаря ее юбилею, опять на слуху, на наших глазах как будто оживают картины ее романа — из-за протестов афроамериканцев название романа будет изменено на «Их было десять». «Мы не должны использовать термины, которые могут задеть кого-то, — так нужно себя вести в 2020 году», — заявил потомок Кристи Джеймс Причард, владеющий правами на ее издания. Он буквально слово в слово повторил мысли из знаменитого монолога героя антиутопии Рэя Брэдбери – начальника пожарной команды Битти.

Красной строкой в серии вечеров прошла тема «Роль книги в современном обществе». В центре программы «Сбывшиеся предсказания великих писателей» оказались книга Рэя Брэдбери «451 градус по Фарингейту», рассказ этого же автора «Улыбка» и рассказ Айзека Азимова «Робби».

Книги в прекрасном полиграфическом и художественном оформлении были показаны на большом экране и вызвали восхищение зрителей. В отзывах они писали: «Книги, которые мы увидели — очень хороши, а судьба книги фантастически актуальна в наше, все более нечитающее время. Ведущая, являющаяся автором этого замечательного проекта — директор Бюро пропаганды художественной литературы Алла Панкова (на фото), проникновенно-душевно рассказывала о книге, о литературе. И есть чему благоговейно внимать: мы погружаемся в калейдоскоп исторических событий, войн, революций. Мир стремительно и неудержимо менялся».

И вот на этом фоне выкристаллизовывался талант писателей-юбиляров и их антивоенная, антифашистская позиция, и они очень точно отразили и осмыслили это противоречивое и драматическое время в своих книгах.

Зрители посмотрели литературные композиции, отрывки из знаменитых произведений в блистательном исполнении артистов московских театров: театра «Сфера» Павла Гребенникова; артистки «Центра драматургии и режиссуры» Натальи Худяковой, артиста Малого театра Игнатия Кузнецова. Музыкальная составляющая программы отвечала вкусам самых изысканных ценителей искусства: арии из опер Верди, Гуно и Пёрселла, произведения Дебюсси и Пуленка, Шуберта и Штрауса, фрагменты из известных американских мюзиклов Дж. Керна, Роджерса и Харта в прекрасном исполнении ведущих солистов «Новой оперы» — заслуженной артистки Республики Башкортостан Ольги Терентьевой и лауреата международных конкурсов Дмитрия Орлова. Аккомпанировала им лауреат международных конкурсов, концертмейстер театра «Новая Опера» Юлия Банькова (фортепиано).

Пандемия, конечно, внесла свои жёсткие коррективы в проведение программ, все сидели в масках на положенной социальной дистанции. Но тем не менее зрители в отзывах благодарили организаторов программ за возможность прикоснуться «к светлому и вечному», писали, что после таких вечеров, которые как «глоток свежего воздуха», им хочется жить и читать.

Специально для «Столетия»
Share