15 марта – день рождения Юрия Васильевича Бондарева. Его по праву называют основоположником ” лейтенантской прозы “.
Литературного направления рассказавшего о событиях Великой Отечественной войны с самого близкого расстояния – взглядом из солдатского окопа.
“Все мы вышли из бондаревских “Батальонов…”, – отмечал писатель-фронтовик Василь Быков. Главная тема литературы по определению Юрия Бондарева: «ценность жизни, ценность человека там, где бытие становится лицом к лицу с небытием». В своих книгах писатель высвечивает духовный смысл войны.
По его сценариям и литературным произведениям сняты художественные фильмы: “Освобождение” (1968-1971, реж. Юрий Озеров), “Горячий снег” (1972, реж. Гавриил Егиазаров) и многие др.
Повести и романы Юрия Васильевича Бондарева, офицера-артиллериста, воевавшего в 1942—1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, несут живые, очень конкретные переживания непосредственного участника военных событий. Война была для него, москвича из интеллигентной семьи, не только «часом мужества» («час мужества пробил на наших часах» А.Ахматова) , но и «часом молодости» – полнокровного, яркого восприятие мира как живого организма из трав, воздуха, солнечных лучей, далей, земных и небесных на огненной черте войны. И в поздних произведениях Бондарева звучит ностальгическое пронзительное восприятие писателя:
“Бывает так: дохнет случайно дымком махорки в лицо, донесет осенний ветер запах сырой земли или как-то по-особому затлеет в дымном московском небе закат в глубине улиц — и встанет вдруг перед глазами разбитый, весь в желтой грязи шлях, мокрые вещмешки идущих по обочине солдат, силуэты орудий и машин, дождь, косо хлещущий по лужам, и впереди, в серой мути рассвета, — обугленные сады, черные пепелища хат за мостком, расплывчатые пятна ракит в дождливом воздухе на окраине деревни. Отовсюду пахнет толом, в садах темнеют воронки, дождь смывает налет гари с уцелевших яблонь…”
И сегодня его книги точно попадают в горизонт читательских ожиданий.