Home > События > «Узнай, по крайней мере, звуки…» Как ялтинцы стали зрителями необычного спектакля Михаил Боровский

«Узнай, по крайней мере, звуки…» Как ялтинцы стали зрителями необычного спектакля Михаил Боровский

20150227-233928.jpg
17 февраля 2015 года в Ялтинском театре им. А.П. Чехова прошло необычное для города мероприятие. Бюро пропаганды художественной литературы СП России пригласило ялтинцев в «Литературную гостиную» на вечер из цикла «Живая классика», посвящённый поэме А.С. Пушкина «Полтава».

Ведущая и автор программы Алла Васильевна Панкова делится со зрителем своей любовью к Пушкину, своим знанием его творчества, своим пониманием поэмы «Полтава». Она ставит перед ним вопросы и не даёт на них прямых ответов, предлагая зрителю самому попытаться найти эти ответы в пушкинском тексте. А «подсказками» залу служит музыкальное сопровождение, чтение артистами текста поэмы и замечательный видеоряд, созданный Ириной Панковой.

Доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького Виктор Мирославович Гуминский обрисовал историческую обстановку, предшествовавшую Полтавской битве.

Зал сидит в напряжении. Все это происходит в Ялте, в Крыму, который меньше года назад вернулся в Россию. Сегодня, на очередном витке истории, вновь напряжены отношения между русскими и украинцами, часть из которых идентифицирует себя с русским народом, а другая часть вновь ищет защиты в Европе.

И, как всегда, Пушкин современен для нас. Его «Полтаву» вполне можно принять за аллегорическое изложение сегодняшнего конфликта.
Сегодня на том же географическом пространстве так же тесно переплетены политические интересы и человеческие судьбы. Всё так же любовь борется с ненавистью, а правда с ложью. Но вряд ли появится новый Пушкин, чтобы отобразить это время для потомков… Хотя, как знать: Пушкин создал свою «Полтаву» через 119 лет после Полтавской битвы.

Звучит музыка, создавая нужное настроение, вступает голос чтеца, декламирующего текст поэмы, оживает экран – действие начинается.

Сюжет поэмы «Полтава» не прост. Пушкин показывает нам запутанный узел исторических событий, человеческих судеб, дружеских и семейных отношений, личностных проблем, высоких и низменных чувств, любви и ненависти, верности и предательства… Но лёгкая строка поэта, немеркнущая красота его изложения, его уверенность в своей правоте – ниточка за ниточкой распутывают перед нами этот клубок противоречий, разворачивают его в ясную эпическую картину.

Присутствуя на этом представлении, задумываешься: кто ты есть, слушатель или зритель? Склоняюсь к мысли, что всё же зритель. И происходящее на сцене с полным правом можно назвать спектаклем. Современным спектаклем!

Валентин Клементьев читает текст, и делает это, не побоюсь сказать, лучше своих известных предшественников. Он читает без надрыва и излишнего пафоса. Наверное, так же читал поэму её автор…

Артистка Московской государственной академической филармонии Лариса Савченко читает свою часть текста по своему, усиливая динамику происходящего.

Тонкий знаток сценического искусства лауреат Нобелевской премии и, к слову сказать, русофил, Ромен Роллан считал, что «искусство не может отвлечься от стремлений своего времени». Следует добавить, что тем более – от его возможностей. Создателям представления удалось мастерски использовать и то, и другое!

Вечер посвящён всего одной поэме А.С. Пушкина. Но и поэма выбрана так, и преподносится она таким образом, что её автор предстаёт перед нами во всей полноте и мощи своего таланта. Он историк, публицист, драматург и гениальный поэт одновременно. Он тонкий знаток еле уловимых движений душ человеческих и мастер батальных сцен. Он, словно живописец, вырисовывает перед нами чарующие пейзажи Украины, ненавязчиво окунает нас в украинский фольклор.

Как во всех своих произведениях, ему посвящённых, с особой любовью и восхищением Пушкин выводит в поэме образ Петра Великого. На его стороне безусловные симпатии поэта. Что же касается образов остальных эпических героев: Мазепы, Кочубея, Искры, Карла XXII, Пушкин хоть и выражает свои симпатии и антипатии, но не столь категорично, подчёркивая, что это лишь его личное мнение, и он его нам не навязывает. Пушкин провёл тщательный исторический анализ и гениально предугадал, что образы его героев навсегда войдут в историю во всей своей противоречивости и неоднозначности. Однозначна только беззаветная любовь к России, вера в неё, гордость за неё самого автора – Александра Сергеевича Пушкина!

Видеоряд представления сложен. В нём собраны фотографии и коллажи многочисленных портретов Пушкина, его собственных рисунков, портретов его героев и иллюстраций к его поэме, кинокадры нескольких экранизаций по мотивам поэмы «Полтава» и оперы «Мазепа»…

Ялтинским зрителям было приятно, что в видеоряде использовались фрагменты из фильма «Мазепа», поставленном В. Гончаровым в киноателье А. Ханжонкова. Именно в Ялте через 8 лет после создания этот фильма Ханжонков начал строительство «русского Голливуда», прерванное революцией.
В Ялте на Пушкинском бульваре установлен памятник Александру Ханжонкову, здесь же на Поликуровском кладбище он похоронен…

Вокальные фрагменты, органически вписанные в представление, служили украшением всего происходящего. Молодые солисты театра «Новая опера» им. Е.А. Колобова Елизавета Соина и Артём Гарнов покорили зрителей. Их выходы каждый раз сопровождались аплодисментами. Такими же украшениями представления были сольные скрипичные выступления лауреата международных конкурсов Софии Федотовой под аккомпанемент Полины Федотовой.

Заслуженная артистка России, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Полина Федотова не просто аккомпанировала вокалистам и скрипачке или исполняла свои сольные партии, она весь вечер практически не покидала сцены. Замечательная фортепианная музыка великого Чайковского в её исполнении служила фоном всего представления. Музыка в исполнении П. Федотовой и задушевный голос ведущей Аллы Васильевны Панковой провели зрителей через всё сложное увлекательное представление.

Уже много лет Ялту не балуют своими визитами выдающиеся российские исполнители, мастера искусств. В городе муз, в котором каждая улочка может рассказать о культурной истории России, в городе А.П. Чехова, к которому в гости приезжал МХАТ в полном своём составе, в летней столице последних трёх российских императоров, сегодня, как никогда, не хватает встреч с носителями классической русской культуры – артистами, художниками, писателями.

День 17 февраля выдался самым холодным за всю зиму 2014 – 2015 года. По ялтинским, естественно, меркам – было несколько градусов ниже нуля.

Но то, что сделали московские гости, без всякого преувеличения, можно сказать, согрело ялтинцев, пришедших в городской театр им. А.П. Чехова. Согрело теплом истинной культуры. И, по существу, открыло в Ялте Год литературы.
Огромное спасибо за это Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России и его директору А.В. Панковой, Обществу «Знание» России, Ялтинскому театру им. А.П. Чехова, его директору Н. Руднику и меценату А. Лебедеву, всем замечательным исполнителям за чудесный вечер!

«Узнай, по крайней мере, звуки…», – обращается Пушкин в посвящении к поэме «Полтава» к неведомой нам любви своего сердца. Эти звуки дороги нам так же, как русским людям всех поколений…

Михаил Боровский – председатель Ялтинского литературного общества им. А.П. Чехова

Фото Марины Лагарто

Статья опубликована в рамках проекта на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание» России».

Специально для Столетия

Share