В Концертный зал «Кедр» санатория им. Кирова собрались любители творчества композитора, дипломата и поэта Александра Грибоедова.
Литературно-музыкальные композиции исполнили профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского Полина Федотова (фортепиано), солистка театра «Новая опера» им. Е.Колобова Елена Терентьева. Произведения А.С.Грибоедова прозвучали в исполнении артистки Центра драматургии и режиссуры Натальи Худяковой и артиста Московского театра «Сфера» Павла Гребенникова.
Программа представила жизненный и творческий путь поэта, драматурга, дипломата и композитора. Учитывая разносторонность талантов и увлечений юбиляра (он увлекался и изучал лингвистику, историю, экономику, международное право, был талантливым музыкантом и композитором), организаторы обратили внимание зрителей, что главным делом своей жизни Грибоедов выбрал литературу. «Поэзия!! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» — писал в дневнике Александр Грибоедов.
Программа ответила на вопрос писателя, заданный им самому себе. Он вошел в историю как выдающаяся личность — выбрав честь и достоинство, самоотверженное гражданское служение, он обрел славу. Центральное место программы было посвящено его пьесе «Горе от ума», которая на протяжении веков воспринимается как «…и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира» ( Иван Гочаров).
Программа показала, что в своей пьесе драматург коснулся болезненных социальных и нравственных проблем не только своего времени: чинопочитания, низкопоклонства, невежества, карьеризма, слепого подражания иностранному в ущерб собственной самобытной национальной культуре, но и отразил жизнь и нравы большой части русского общества.
Зрители в отзывах отметили актуальность этих проблем и сегодня. Главная задача программы была поставлена в соответствии с выводом современного литературоведа Петра Васильевича Палиевского , что в классике заключены все ценности живого мира, вследствие чего она не устаревает во времени и неизбывно, из поколения в поколение, питает души людей Литературно- драматическая композиция по комедии включила видео- показ отрывков лучших постановок Государственного Академического Малого театра ( реж.В.Иванов,1979 г) и постановки Олега Меньшикова 2000 года (Театральное Товарищество “814”).
Монологи Фамусова и Чацкого прочитал артист московского театра «Сфера» Павел Гребенников.
Авторское тематическое музыкальное оформление программы из фортепианных сочинений С.Рахманинова подготовила и исполнила – з. а. России Полина Федотова.
Воспоминания о Нине Чавчавадзе и стихотворения из книги “Грибоедов” Татьяны Глушковой прочла артистка Центра драматургии и режиссуры Наталья Худякова
Романсы XIX века исполнила ведущая солистка театра Новая опера им. Е.Колобова, заслуженная артистка Республики Башкортостан Е.Терентьева.
Ведущая – директор Бюро пропаганды художественной литературы – Алла Панкова.
По определению В.Г.Белинского: «Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа». В композиции прозвучали дневниковые записи и письма А.С. Грибоедова, страницы из «Путешествия в Арзрум» А.С. Пушкина, воспоминания известных современников поэта.
В своих отзывах зрители писали, что перед ними предстал гражданский, человеческий подвиг А.С. Грибоедова — гражданина, талантливого дипломата, хорошо сознававшего всю тяжесть ответственности, выпавшей на его долю, предвидевшего последствия своей деятельности в Иране, завершившийся трагедией, что их взволновала возвышенная и драматичная история любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе. В.Г. Белинский отметил, что герои комедии впервые «заговорили русским живым языком», в ней «каждое слово поражало быстротою ума, оригинальностию оборотов, поэзиею образов, так что почти каждый стих в ней обратился в пословицу или поговорку». Живой, богатый язык комедии очень важен для для зрителей в Крыму, поэтому их внимание обращалось на сценическую речь артистов Малого театра (видео-сюжеты), на чистоту речи артистов — участников программы. В финальной части вечера прозвучали отрывки из романа в стихах «Грибоедов», который представляет собой своеобразный дневник-исповедь, написанный от лица великого поэта.
Проект “Панорама русской культуры. Классика и современность”. При поддержке Фонда президентских грантов.
#ПанорамарусскойкультурыКлассикаисовременность
#Фондпрезиденстскихгрантов