Проспер Мериме родился 28 сентября 1803 года в Париже в семье образованного ученого (химика) и живописца, Жана Франсуа Леонора М. Мать писателя, также с успехом занималась живописью. Отец писателя был сторонником нового порядка вещей, в духе идей XVIII в. Он дал сыну блестящее воспитание и образование. От родителей писатель унаследовал безупречный художественный вкус, любовь к языкам и девиз: «Не забывай сомневаться». Он получил юридическое образование, но так и не стал адвокатом, хотя в жизни не раз пользовался знанием законов.
Окунувшись в водоворот роскошной светской жизни, молодой Мериме приобрёл опыт общения с прекрасными дамами, участвовал в дуэлях, познакомился со знаменитыми литераторами Фредериком Стендалем, Альфредом Мюссе. Дружба со Стендалем (с лета 1822 года), знакомство с его трактатом «Расин и Шекспир» (1823—1825), посещение литературного кружка Делеклюза, где царил культ Шекспира, еще более усилили преклонение Мериме перед великим драматургом.Мериме слыл большим ценителем изящных искусств, был членом двух французских академий, сенатором, кавалером ордена Почётного легиона и человеком, близким к семье императора Наполеона III. Окончив курс юридических наук в Париже, Мериме был назначен секретарём графа Д’Арту, одного из министров июльской монархии, а затем он стал главным инспектором исторических памятников Франции. На этом посту он много способствовал сохранению исторических памятников. 17 ноября 1843 года Мериме был избран в Академию надписей и изящной словесности. К этому времени написан его труд «Опыт о гражданской войне» и «Заговор Катилины». 14 марта 1844 года Проспер Мериме избран во Французскую академию. Служебная карьера и политика играли второстепенную роль в жизни писателя. мечтать о литературе, он пополняет свои знания, готовясь стать адвокатом, он изучал греческий, испанский, философию, английскую литературу. Этот молодой человек, не выделяющийся выдающими талантами, оказался удивительно одаренным. Он интересовался всем. Читал все, что попадется под руку. Из этого стихийного потока культурных ценностей Мериме многое усвоил благодаря острому и проницательному уму. Он прославился как новеллист. В жанре новеллы Мериме стремился показать сложные психологические мотивировки различных типов человеческих характеров, писатель глубоко проник в тайну внутренней жизни человека.Ему удалось решить задачу выявления характера, типичного для данной нации и данного времени, т.е. характера, конкретной исторической и национальной обусловленности.Одним из первых во Франции Мериме оценил достоинство русской литературы, изучил русский язык, чтобы читать в подлиннике произведения произведения Пушкина и Гоголя. Он перевел на французский гоголевского «Ревизора», был большим почитателем Тургенева, интересовался русской историей. В XIX веке Проспер Мериме переводил пушкинскую прозу на французский язык. В 50-е годы Х1Х века Мериме жил, в сущности, очень одиноко. После смерти отца он более пятнадцати лет прожил вдвоем с матерью. В 1852 году Мать умерла. У него не было ни сестер, ни братьев. Он не был женат. Поредел круг его друзей. Еще в 1842 году Мериме похоронил Стендаля, с которым целое двадцатилетие был связан тесной дружбой и общностью эстетических убеждений. Мериме переехал в Канн, где жил очень уединенно. 23 сентября 1870 года Проспер Мериме скоропостижно скончался. Ему было шестьдесят семь лет.
После смерти Мериме И. Тургенев напишет: «Под наружным равнодушием и холодом он скрывал самое любящее сердце; друзьям своим он был неизменно предан до конца; в несчастии он еще сильнее прилеплялся к ним, даже когда это несчастие было не совсем незаслуженное… Кто его знал, тот никогда не забудет его остроумного, неназойливого, на старинный французский лад, изящного разговора.Он обладал обширными и разнообразными сведениями; в литературе дорожил правдой и стремился к ней, ненавидел аффектацию и фразу, но чуждался крайностей реализма и требовал выбора, меры, античной законченности формы. Это заставляло его впадать в некоторую сухость и скупость исполнения, и он сам в этом сознавался в те редкие мгновения, когда позволял себе говорить о собственных произведениях… В нем с годами все более и более развивалось то полунасмешливое, полусочувственное, в
сущности, глубоко гуманное воззрение на жизнь, которое свойственно скептическим, но добрым умам, тщательно и постоянно изучавшим людские нравы, их слабости и страсти. Он ясно понимал и то, что не согласовывалось с его убеждениями. И в политике он был скептик…»
“Панорама русской культуры. Классика и современность”.
при поддержке Фонда Президентских грантов.
#ПанорамарусскойкультурыКлассикаисовременность
#Фондпрезидентскихгрантов
И. С. Тургенев абсолютно прав!