Выставка-ярмарка «Книги России» была задумана как демонстрация достижений отечественного книгоиздания в дополнение к проходящей в первых числах сентября Московской международной книжной выставке-ярмарке. Тогда книжная отрасль была на подъеме, и одной крупной ярмарки в год казалось мало. Сейчас же мероприятие стало наглядной демонстрацией кризисного состояния издательского дела.
Исчезли привычные в былые годы очереди в кассы и на вход, стенды участников не занимают всего пространства в 57-м павильоне ВВЦ – видны большие пустые пространства. Форум проигнорировали такие крупные книжные издательства как АСТ, ЭКСМО, «Вече», «Молодая Гвардия», а те, что приняли участие – значительно сократили размер стендов.
Дело не только в экономической конъюнктуре, не только в технологических революциях нашего времени (одно появление электронных книг чего стоит), но и в том, что, как показывают результаты социологических исследований, граждане России утрачивают интерес к чтению. В некогда «самой читающей стране мира» становится все меньше тех, кто не может обходиться без книги. Почему так?
Проведенный по инициативе Федерального агентства по печати и Бюро пропаганды художественной литературы СП России круглый стол «Валентин Распутин. Современность и вечные вопросы» в некоторой степени дал ответ на этот вопрос.
В мероприятии приняли участие президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая, председатель правления Союза писателей России В.Н. Ганичев, В.Н. Крупин, С.Ю. Куняев, О.А. Овчаренко, другие известные писатели, журналисты и литературные критики.
Выступавшие говорили о жизни и творчестве одного из самых известных русских писателей современной России, но их выступления помогали найти ответ и на более широкий вопрос – о значении литературы в недавнем прошлом и в современности.
Для многих знакомство с творчеством В.Г. Распутина началось в средней школе. Его «Уроки французского» входят в факультативную программу по литературе. Удивительно, но это небольшое и, на первый взгляд, незатейливое, произведение читают и перечитывают вот уже более 30 лет.
И всякий раз оно оставляет след в душе любого читателя, независимо от времени, возраста, места жительства и социального статуса. В чем же его секрет? П.В. Басинский, известный российский литературовед и литературный критик, уверен, что «Уроки французского» – это абсолютно отточенное, психологически выверенное произведение. Очень просто и доходчиво писателю удается говорить о сложнейших нравственных вопросах. Как-то в одном из своих интервью В.Г. Распутин сказал: «Совесть – это категория не отвлеченная. Это орган, который есть у каждого человека». Поразительно, но выросший в советской стране литератор почти дословно воспроизвел слова жившего в конце VI – начале VII веков христианского подвижника Аввы Дорофея, который так отвечал на вопрос, что такое совесть:
«Когда Бог сотворил человека, то он всеял в него нечто божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое: сие называется совестью, а она есть нравственный закон».
Произведения Распутина взывали к совести читателя, и именно подлинное чувство привлекало к ним внимание на фоне торжествующей серости «социалистического реализма». И это понимание совести, как основы нравственного бытия человека и привело писателя и к православной вере, и в Патриарший совет по культуре.
В условиях отсутствия в советской системе других механизмов свободной дискуссии по вопросам, волновавшим все общество, эту роль стала играть литература.
Наталия Алексеевна Нарочницкая в своем выступлении описала процесс разделения литераторов на два лагеря – либерально-западнический и тот, который его противники с оттенком презрения нарекли «деревенским». Но именно «деревенская литература» явила собой направление высокой духовности, нравственности, честности. В.Г. Распутин возглавил это направление и стал одним из главных продолжателей традиций великой русской литературы. «Когда я примкнул к писателям-деревенщикам, я почувствовал себя удобно. «Деревенская литература» – это мой язык, это моя тематика», – говорит сам Валентин Григорьевич. Он вырос в крестьянской семье, в Иркутской области. Бескрайние сибирские просторы, величественная красота окружающей его природы, люди, населяющие этот суровый край, навсегда пленили его сердце. Писатель – необыкновенно скромный, застенчивый, мягкий, человек, но при этом ощущается в нем величие, стать, мощь – то, что называется сибирским характером. Он воспевал Сибирь в своих произведениях не только как край, но как родной дом, свой с детства. В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…».
Полемика между либералами и «деревенщиками» велась на страницах «толстых» журналов. Об этом очень ярко рассказал в своем выступлении главный редактор журнала «Наш Современник» Станислав Куняев.
Валентин Григорьевич постоянно печатался на страницах этого издания и долгие годы входил в состав его общественного совета.
Как справедливо отметил известный русский писатель и большой друг Валентина Григорьевича, В.Н. Крупин, «любовь писателя к Родине – душа всех его трудов». «Главное – помнить. У того, у кого нет памяти, нет и жизни. Четыре подпорки в жизни у человека, – говорит В.Г. Распутин. – Дом, семья, работа и люди, земля, на которой стоит твой дом». «Женщина играет в нашей жизни бОльшую роль. БОльшую, чем мужик. – убежден Валентин Григорьевич. – Женщина – хранительница языка, традиций, семьи. Она воспитательница детских душ». Неудивительно, что главная роль в большинстве произведений писателя отведена женщине. Лидия Михайловна в «Уроках французского», Настена в «Живи и помни», Тамара Ивановна в «Дочь Ивана, мать Ивана» – такие разные женские образы, но все они проникнуты великой любовью и признательностью и надолго остаются в памяти.
Литературный критик, член Союза писателей России, А. П. Шорохов, в своем выступлении указал на пророческое служение Распутина. «Одно из последних его произведений, повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», было написано 10 лет назад, и многое из написанного в повести стало явью в наши дни. Распутин родился и большую часть жизни прожил в СССР. Откуда же такое пророческое, библейское служение? Ответ может быть только один – Православие, Самодержавие, Народность. Валентин Григорьевич – плоть от плоти, сын своего народа. Он несет Христа в своем сердце. И повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» – это олицетворение народности», – убежден Шорохов.
В.Г. Распутин прожил очень непростую жизнь. Что же дает ему силы жить и творить? «Это сибирское здоровье, характер, вера в Бога, – уверен В. Крупин. – Ну, и конечно читательская любовь, признание».
Как замечательно сказала Н.А. Нарочницкая: «Читайте и перечитывайте произведения Валентина Григорьевича Распутина! Мы, читатели, должны быть тем пьедесталом, на котором будет возвышаться эта исполинская фигура».
И одно чувствовалось в выступлениях участников круглого стола – книги Валентина Распутина формировали личности и были пророческими по отношению к своей эпохе, но есть ли такие книги сейчас? Есть ли авторы, способные принять эстафету и сохранить традиции, найти новые слова и выразить ими старые истины?
Изменения социальной реальности мгновенно обесценили произведения, которые ничего, кроме приукрашенного отражения этой реальности, не содержали. Кто сейчас будет читать «Танкер «Дербент», «Трое в серых шинелях», «Случай в Никольском»? А вот книги Валентина Распутина читают. За минувшие два года вышли минимум 9 переизданий его художественных произведений, не считая публицистики. Что же привлекает современного читателя? Почему современный двенадцатилетний мальчишка, выросший в эпоху компьютерных игр и интернета, с увлечением читает те же «Уроки французского», прикрывая лампочку одеялом? Ему, жителю сверкающей огнями реклам столицы, оказывается близок подросток, живущий полвека назад в далеком сибирском райцентре. Близок, потому, что сталкивается с теми же человеческими проблемами, с той же внутренней борьбой, через которую проходили люди за века до него и будут проходить каждый раз, пока будут оставаться людьми. Потому, что личность настоящего человека всегда ценна, независимо от времени и пространства.
Среди публики круглого стола было заметное число молодых лиц. Сколько из них читало книги Валентина Распутина? А сколько прочтет после того, как услышали выступления участников, увидели кадры документальных и художественных фильмов, мастерски смонтированных силами Бюро пропаганды художественной литературы в короткие видеофрагменты?
И найдется ли среди этих молодых читателей тот, кто настолько проникнется вечным смыслом книг русского писателя, что сам возьмет в руки перо и напишет первые, пусть неумелые и неуклюжие строки…
Ибо для сохранения традиции мало читать книги, но и надо уметь создавать их. Как создает Валентин Григорьевич Распутин.