Он не выдумывал своих персонажей – находил их в реальной жизни. Идеальных героев не искал. Писал о русской деревне, её трагической судьбе. «Не кабинетный писатель» говорили о нем. Борис Можаев воспринимал разорение и обнищание деревни, как личную трагедию.
«Это была одна из самых ярких фигур и художественной литературы и публицистики, – считает критик-литературовед Андрей Турков. – Это был человек, который страстно отстаивал свою точку зрения на происходящее в деревне, он был глубоко травмирован, что хозяйское начало в людях вытравилось, и его огромное желание было его восстановить».
Запрещенная цензурой повесть «Из жизни Федора Кузькина», легла в основу спектакля «Живой», который Юрий Любимов поставил на Таганке. Можаев предложил актерам пожить в деревне. Деревенская утварь, привезенная из поездки, стала частью реквизита. После премьеры в 68-м году спектакль убрали из репертуара на 21 год, несмотря на оглушительный успех.
«Хохотали так в зрительном зале люди, а потом слеза прошибала, особенно в конце, – вспоминает заслуженная артистка России Мария Полицеймако. – Огромная работа Валеры, его Можаев любил. Это сделал Юрий, и не ошибся – это была роль в десятку».
Бескомпромиссный поиск правды и интерес к подлинной истории русского крестьянства сблизил Бориса Можаева с Александром Солженицыным. Встреча в Рязани в начале 60-х стала началом долгой и крепкой дружбы. Солженицын называл Можаева «первейшим знатоком русской деревни и природы.